Имела удовольствие – да-да, удовольствие – присутствовать на показе второй части 50 оттенков серого. Получив уведомление об аккредитации, я было растерялась, кого же пригласить? Перебирала в памяти друзей и знакомых, размышляя, кто бы разделил со мной эти бессмысленные и беспощадные 115 минут, и не могла найти НИ-КО-ГО. Что же, подумалось мне, зато друзья у меня что надо, раз на такой фильм и пригласить стыдно.

А вот нечего быть предвзятой! – в который раз доказала реальность. И хотя вышло к лучшему, что на показ я отправилась в одиночку, но на протяжении просмотра мне чертовски не хватало рядом «напарника», чтобы поделиться множественными мыслями и эмоциями, возникающими по ходу дела.

В подробности вдаваться нет нужды, все и так в общих чертах знают о «50 оттенков». Она (Анастейша Стил) – серенькая студенточка, Он (Кристиан Грей) – безликий богач. Чтобы не было так скучно, Он приправлен садистскими наклонностями, которые Она, конечно же, успешно обуздывает, ну а Он теряет голову, как только видит Ее, потому что Она «не такая как все», и т.д. и т.п.

Критиковать такое кино – задача не из легких.

Не сложно облить конструктивной грязью того, кто ничем не отличается, но, несмотря на это, пробует прыгнуть выше головы. А как быть с тем, кто ничем не отличается, но и выше головы не прыгает, ни на что не претендует и покорно ориентируется на свою аудиторию, не брызжа неправдоподобными трейлерами или слоганами в духе «самая страстная пара в кино» или «культовая страсть века»? Собираясь на просмотр, я ожидала получить определенный сорт фильма. Его я и получила. Все же, согласитесь, приятно, когда «ожидания» и «реальность» совпадают.

До просмотра второй части я была в числе тех, кто знал об «Оттенках» только по мемам в интернете. Однажды послушала на английском минут 15 аудиокниги третей части приключений. Короче, «не читал, но осуждаю». Поэтому ожидала примерно такого сюжета: непокорная героиня — милаха-красотка, харизматичный герой-богатырь – любовник. Неудержимая, и, быть может, запретная страсть между ними, а в довесок — бурные приключения на пути к непременному «свадьба-свадьба, кольца-кольца».

А тут на тебе – Дакота и Джеми, серенькие мыши, не запоминающиеся, бесталанные и симпатичные телами только в силу своей молодости, а не истинной привлекательности. И никакой бурной страсти, хотя мы и видим неоднократно на экране их соитие; но оно все какое-то безжизненное и рафинированное, так, открытка на 14 февраля. А между — те самые бессмысленные и беспощадные диалоги, которые я предвкушала. «Господи, да кому такое может быть интересно?!» – могла бы лицемерно подумать я, но не подумала, потому что знаю ответ.

На мой взгляд, 50 оттенков серого – потрясающий по своей изобразительной силе показатель психологического состояния многих девушек современного общества.

Я, конечно, имею в виду США, Европу и в меньшей мере — постсоветские страны. Все то, что происходит на экране (смею предположить, и в книге) – это даже не графомания, это не дотягивает до ее уровня, потому что в графомании тоже есть своя прелесть — ее можно критиковать, громить, отворачиваться с отвращением, страдая от безвкусицы, а тут ведь – только обнять и плакать.

Ненатуральная, далекая от природы пресная жизнь, которую ведут девушки в так называемом «цивилизованном» мире, как она жалка и неестественна. Нас воспитывают, с детства нашептывая о необходимости выйти замуж, и, боже мой, несмотря на то, какие мы все прогрессивные, чем старше я становлюсь, тем больше истерик вокруг себя наблюдаю от тех, кто ЕЩЕ не замужем, равно как и разочарования от тех, кто УЖЕ замужем – конечно, не весьма счастливо, потому что супружество – это тебе не селфи на айфон и завтрак в постель. Все знают об этом, но все равно, запрограммированные родителями, стремятся туда любой ценой и не желают принимать реальность, как она есть, и не хотят видеть живых людей вокруг себя, а потом разочаровываются и страдают от того, что все не так, как в мечтах.

Казалось бы, сексуальная революция уже отгремела и Любовник леди Чаттерли давно написан, а общество все живет и никак не изживет многовековые паттерны, унижающие и извращающие женщин с самого детства.

И вот появляются «50 оттенков» – классические, стандартные мечты девушек. Тут-то мы и видим, что даже мечтать они боятся, потому что им кажется, что осудить могут просто за мысли. А это нормально и естественно – думать о сексе, и необязательно все должно закончиться свадьбой. Но нет, установка работает уже на генном уровне: какой бы извращенец тебе ни попался – раз уж ты отдалась ему, надо упорно за него бороться и, конечно же, изменить его, потому что ты же «не такая, как все», и «он же сам мне сказал, что раньше у него такого ни с кем не было». И он изменится, и будете вы жить долго и счастливо, и макбук он тебе подарит… а что еще нужно?

Но в жизни нам попадается не миллиардер Кристиан, а Вася из соседнего подъезда. Только вот мысль о терпении уже втемяшилась: встретишь алкоголика Васю – терпи, он изменится. Встретишь наркомана или игромана – жди, любовь побеждает все. Бабника тоже попустит, ведь рядом же ты, особенная.

Но при этом в чем особенная? Пока молода и относительна недурна собой, шанс, конечно, есть… Анастейша Стил будто списана с тех многих, кого я знаю в реальной жизни: девушки, которые выросли под заботливым материнским крылом, всего на свете боятся, ничего не умеют и ничем не интересуются, а жизнь видели только в кино и по нему составили себе представление о ней. Это даже не их вина: они настолько запуганы родителями, что им кажется, что ступи за порог – а там наркомания и проституция, и третьего не дано, и весь мир поделен на черное и белое.

Они буквально сидят дома и ждут, когда же появится Он – Кристиан Грей, а он все не появляется и не появляется, потому что в мире много других – может быть, менее красивых, но более инициативных, ярких и амбициозных женщин.  А те, кто сидят дома, читают журналы и, быть может, одним глазком посматривают легкую эротику. Увидят пару штучек и потом мечтают об этом: но даже мечтают не в полную силу, а обязательно с оговоркой, что тот, кто вытворяет в твоей голове безумства перед сном – богат, благороден, по слову «стоп» от любимой сабмиссив тут же остановится и потом непременно женится. Потому что ты принцесса. И «не такая, как все», не забывай.

И я там был, как говорится. Правда, лет в 14-15 мне казался привлекательным мрачный Печорин, и свадьбы там в конце не было, а он меня бросал в горах Кавказа на произвол судьбы – что, если призадуматься, тоже не норма. Но хотя уровень «литературный герой» и облагораживает некоторым образом запретные мечты, в общем-то тенденция была та же: он весь такой негодяй, но ради меня…

Вернемся к изобразительной стороне кино. Браво художнику-постановщику! Чистые, безликие, вылизанные интерьеры, где все стерильно и красиво, и где после того, как касался обуви, можно без опаски лезть под юбку к любимой женщине – ведь в мире единорогов не существует ЗППП. А еще там радуга и ты всегда при макияже, и хоть сама за годы сидения и ожидания принца не научилась даже причесываться – ничего, придет стилист и сделает из тебя королеву.

Я сидела, смотрела на весьма откровенные сцены физической любви Аны и Кристиана и вспоминала 9 ½ недель, и всю эту живую, подчас даже мерзкую страсть, эту неэстетичную еду, размазанную по Ким Бейсингер, и понимала, что, несмотря на самые изощренные приспособления в Красной комнате у Кристиана, бедняга Анастейша в жизни не переживет того, что пережила на полу своей кухни Элизабет. Занятно – в «50 оттенках» Бейсингер досталась роль бывшей любовницы Кристиана, мерзкой развратной тетки, достойной только презрительной пощечины, потому что на людях принцессе Ане не дОлжно проявлять свой темперамент. Только в Красной комнате.

Кстати, насчет Красной комнаты я бы послушала комментарий от психологов. Это же занятно: весь мой дом такой чистенький и приличный, и я вся такая пушистая лапушка, но есть специальное место, в котором можно все – и там-то я истая женщина и тигрица (но опять же, не слишком, а то единорог загрустит). Недурной символизм. И так они хотят и в жизни, только в жизни такого не бывает. Да и Красная комната в хрущевке смотрелась бы более чем нелепо. Но раз уж сериалы приносят мнимое удовлетворение, все либидо выпускается в них, а подавленные остатки сексуальности выливаются на реальных мужчин. А был бы принц с пентхаузом, где есть отдельная Красная комната, она бы ух…

Недавно услышала от одной женщины, выдавшей замуж дочь, такую фразу: «Ну, теперь у меня нет цели в жизни». И сказано это было с облегчением, вроде уже и помирать можно. Не то чтобы я была против института брака, но когда все докатывается до такого, что-то начинает во мне яростно протестовать, и хочется кричать: отдавайте своих дочерей на боевые искусства, выпускайте их гонять мяч по двору и не ругайте за выпачканные платья, покупайте им компьютерные игры и позволяйте отходить от дома дальше, чем до соседнего подъезда. Научите их разбираться в технике, поделитесь своим опытом, а не скрывайте его, как нечто постыдное, заставляя дочь повторять те же ошибки и так же в ужасе скрывать их потом от своих дочерей. Доверяйте им.

Не «доверяй, но проверяй», нет – проверяй, но доверяй.

В связи с вышесказанным советую всем почитать вместе просмотра 50 оттенков серого прекрасную книгу The Gutsy Girl авторства Caroline Paul – кстати, тоже бестселлер New York Times.

Ну а если уж очень хочется любовных романов, то выбирайте хотя бы стильные и безумные, с отважными самостоятельными женщинами, например, ту же сагу о Скай О’Малли. И хотя секса там в каждой главе больше, чем у некоторых бывает за всю жизнь, именно она не дала мне оплошать на экзамене по истории, потому что все похождения героини происходят в эпоху Елизаветы, и там приведены даты и детали обычаев и быта, так что можно совместить приятное с полезным.

Иначе не успеешь оглянуться, а вся твоя жизнь – это 50 оттенков серого. И радуга с единорогом тоже посереют, не успеешь и макбук перезагрузить.

Свежие темы:

  • EtoBARAKUDA vasa

    Сучки вы недотраханые, вот кто вы.