Маленькие города, как метеориты, документальный фотосинтез, визуальный «дневник», наблюдение за дикими зверями внутри себя и борьба против уродства повседневной жизни в работах пяти украинских девушек фотографов.

«Насправді я страшенно не люблю розділяти фотографію за гендером, що було зняте чоловіком чи жінкою, бо для мене це цілісний образ. Водночас серії, які тут представлені, запам’ятовуються делікатним зображенням теми, експериментами з формою, а ще в кожній із них відчувається присутність автора. До уваги підібрано п’ять авторів, які в різні роки та під час різних заходів фестивалю Odesa Photo Days представляли свої роботи», — говорит основатель и куратор  украинского фотофестиваля Odesa Photo Days Катерина Радченко.

Елена Субач

cargocollective.com
instagram

Родилась в Червонограде, живет во Львове. Елена получила высшее экономическое образование в Луцке и окончила курс дизайнера интерьеров в Киеве. К фотографии пришла, попав в художественную среду Львова. Стала участником клуба «5Х5», организованного фотографом Костей Смоляниновым при галерее «Дзыга».

В 2016 году с участниками клуба ездила в небольшие путешествия по близлежащим окрестностям, в результате получилась выставка «Прогулки с удовольствием и не без морали» в «Я-Галлерее» в Днепре. Елена стала призером New East Photo Prize 2016 и получила грант от Bird in Flight на окончание проекта «Жертвоприношение».

Сотрудничает с книжным издательством «Видавництво Старого Лева». Ее фотографиями проиллюстрированы книги «То є Львів» под редакцией Марьяны Савки и «Сузір’я Курки», проект Марьяны Прохасько и Софии Андрухович «Напиши мені книжку». Ее работы были представлены на персональных выставках во Львове, в рамках групповых выставок и фотофестивалей Германии, Грузии, Британии, Польши, Украины. Серия «Метеорит Бердичев» в марте этого года будет представлена галереей «Родовид» в Париже на фотофестивале Circulations.

«Я работаю с темами маленьких городов, их религиозностью, мифологией и идентификацией. Использую фотографию как средство для игры с фактами и убеждениями, сочетая документальные кадры с постановочными, компьютерное редактирование с хендкрафтингом для создания уникального и эмоционального визуального языка».

«Возрождению религиозности в Западной Украине после 40-летнего запрета на нее в Советском Союзе посвятила проекты Retablos de Galicia и «Жертвоприношение». Проект «Супергерои», «Тихие истории» и «Метеорит Бердичев» рассказывают о жизни в маленьких украинских городках, сродни тому, в котором я родилась: провинциальных, бедных и заброшенных, застывших в ожидании неизвестного – то ли Героя, который всех спасет, то ли Армагеддона».

«Вдохновляет и радует творчество очень многих фотографов, среди них: Рафал Милах, Павел Ящук, Михал Лучак, Нико Крейно, Томас Албдорф, Дайдо Морияма, Маша Святогор, а из Украины — Вячеслав Поляков и Валентин Бо».

 

Юля Червинская

instagram

Родилась в Мелитополе, живет в Киеве. «Фотографического» образования у Юлии нет. Где-то в ящике стола есть два кусочка пластика, свидетельствующие о высшем образовании. Работает бильд-редактором.

Фотографирует сейчас исключительно в удовольствие. Ее работы выставлялись в рамках выставок и фестивалей в Таиланде, Польше и Украине.

«Я снимаю все, за что «цепляется» взгляд. А по прошествии времени обычно вырисовывается серия или проект. Люблю ходить в музеи и сделала серию muSEEum о музейных интерьерах и их неотъемлемой части — смотрителях. Своего рода размышление о музейной тишине и мантре скрипучего пола. В наших музеях порой все на грани, от «дзена» ежедневного созерцания до невроза «руками не трогать».

«Во время прогулок с камерой часто натыкаюсь на то, что, как говорится, нарочно и не придумаешь, мне остается лишь зафиксировать в свой визуальный «дневник». Серия «Простір» о том, что нас окружает, о подлинной и сомнительной красоте, китче, трендах и тенденциях в организации пространства в Украине».

«Меня не перестают удивлять формы и методы, которыми люди преобразуют пространство вокруг, например, «украшают» сухие деревья искусственными цветами и игрушечными животными, при этом вырубаются скверы, а затем на заборах рисуются березы. Сейчас снимаю проект Natura morta о том, как живая природа заменяется искусственной.

От раскладки овощей бабушкой на стихийном рынке до обложки музыкального альбома или винной этикетки, картинки в Instagram незнакомого человека. Вдохновение можно найти в чем угодно».

«На олимпе искусств для меня на преимущественной высоте работы Малевича и Поллока, фотографии Уэда Седзи, Ги Бурдена, Рена Ханга. Паоло Соррентино, Йоргос Лантимос, Рой Андерссон, Аки Каурисмяки, Джим Джармуш – мои любимые режиссеры».

Светлана Левченко

svitlanalevchenko.com
instagram.com

Родом из Одессы, живет в Киеве. Эколог по образованию, но решила спасать мир другим путем.

Светлана начала фотографировать в 2014 году. Училась в школе Bird in flight, в культурном фотографическом центре PhotoCULT и школе Виктора Марущенко. Прошла курс MoMA Seeing Through Photographs и несколько онлайн курсов «Проекции».

Ее работы были представлены на выставках в Греции, Италии, Франции, Америке, Голландии, Украине. Опубликованы в украинских, австрийских и американских печатных медиа. Сейчас Светлана работает волонтером Odesa Photo Days Festival.

Стиль Светланы можно описать как смешение эстетской брутальности и тонкой душевной женственности, замешанной на изящной извращенности, которая усиливает образ, как экстравагантная специя. Главная тема работ Светланы – это тело и его взаимодействие с окружающим миром.

Когда она не пишет о себе в третьем лице, Светлана Левченко любит море, тени, книги и танцы с мужем и сыном. Кредо: «Творчество – естественный порядок жизни».

«Творчество для меня – это побег. Побег во внутренний мир от внешней несовершенности. Я не могу сказать, что все идеально внутри меня. Это далеко не так, иногда даже немного страшно, но совершенно точно прекрасно. Пожалуй, можно охарактеризовать мою работу как борьбу против уродства повседневной жизни. В стране, где я живу, эстетика повседневной жизни не является первой необходимостью, это прокачивает скилл поиска прекрасного и порождает потребность в создании внутреннего эстетического баланса».

«Когда я работаю, то ощущаю любовь. Ту любовь, о которой поют под дождем в фильмах, и, чем ярче эта любовь, тем сильнее результат я получаю. День без творчества считаю потерянным. Мне интересно говорить о телесности, о принятии себя через изучение своего и чужого тела, считывать ключи к разгадке чего-то, что я до конца пока не осознаю».

«Больше всего меня вдохновляет время наедине с собой. Время для переработки визуальной информации, которую я получаю извне. Я очень стараюсь фильтровать то, что попадает в мозг, через глаза особенно».

«Обожаю «Мечтателей» и «Конформиста» Бернардо Бертолуччи. Все к чему прикасается Тильда Суинтон – услада для глаз, а коллаборация Тильда – Тим Уокер – эталон фешен-съемок».

«Моя фотография изменилась, когда я впервые посетила постановку модерн-балета Раду Поклитару. С тех пор я абсолютли дэнс адиктед, и танцовщики – мои музы».

Анастасия Старко (Анна Лі)

behance

Родом из Тернополя, живет во Львове.

Работает в технике коллажа, перформанса и станковой графики. Окончила кафедру графики и дизайна Украинской академии книгопечатания во Львове, сейчас учится в Академии искусств в Познани в рамках стипендии Gaude Polonia. Участница многих коллективных проектов в Украине и за рубежом, автор нескольких персональных выставок.

«Веду щоденник. Спостерігаю за дикими звірами у себе всередині. Хто вони, що їм сниться, чого вони бояться».

«Досліджую власну ніжність, беззахисність, кордони власної щирості й ексгібіціонізму. Створення і розвиток власного світу в умовах існування реального».

«Колаж — це техніка з гострою залежністю від матеріалу, в якій одразу і трансформуєш всіх і все, що на тебе впливало, від японських дегеротипів до радянської порнографії, від Володимира Набокова до Massive Аттаск, «Безмежної поезії» Алехандро Ходоровські тощо».

Лена Ковач

lenakovach.org

Живет во Львове. Первое образование Лена получила в Киевском институте декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Из серии «Вызов Снегурочки»

Фотографию изучала в КНУКиИ, как вольный слушатель посещала открытые лекции и мастер-классы в Школе им. Родченко, прослушала курс лекций в Музее современного искусства «Гараж». Участвовала в международном исследовании Германского исторического института в Москве, в проекте «Пространственные реконструкции дворянских усадеб в русской провинции», откуда началось долгосрочное фотоисследование Дикого Поля и его пограничья, вылившееся в пока что пилотное издание фотокниги «Дикое Поле».

Работы выставлялись в Украине и России.

Из серии «Дикое поле»

Ездила в экспедиции по цыганским поселениям России и Украины, исследовала повседневность цыган-котляров.

«Искусство в чистом виде с трудом уживается с моим представлением о визуальной гармонии. Выбранная мной текстильная специальность позволяла синтезировать техники и подходы, экспериментировать с границами декоративного, плоскостного изображения. Сначала фотографию я задействовала лишь как вспомогательную технику, например, в объемной инсталляции и коллаже, а впоследствии она вышла на первый план».

«Город без мадонны с младенцем»

«Фотография – лучший способ коммуникации, возможность сделать личные наблюдения и рефлексии публичным художественным высказыванием. Выбор темы часто бывает просто собственной попыткой разобраться в тех или иных процессах в обществе. Исторические исследования, коллективная или семейная память — с такими темами интересно работать еще и потому, что в них можно обращаться к фотографии как к предмету исследования, переосмыслению уже имеющихся изображений.

Можно сказать, что я занимаюсь «документальным фотосинтезом». Снимок можно синтезировать с чем угодно и как угодно в одной плоскости все в тех же документальных целях (серии «Минувшие», «Палимпсесты»)».

«Мой главный источник вдохновения ― пожалуй, среда обитания. Живя в России, я снимала не так, как в Украине, а в Канаде глаз выхватывает совсем не то, что где-нибудь на Балканах.

Театральная сцена, а особенно закулисье, производит на меня гипнотическое действие. Удивительно, но наблюдение за построением мизансцен и режиссированием эпизода в ограниченном пространстве сцены сыграло для меня роль учебника по композиции.

Мои фотоэтюды мизансцен и актеров труппы «ДАХа» Влад Троицкий в шутку называл «немецким экспрессионизмом», скорее всего, имея ввиду немецкий кинематограф 20-30-х гг., где условности и абстракции в кадре больше, чем позволялось в кино до этого».

«Одесса Тель-Авив»

«Так или иначе, на меня повлиял Баухаус и Дюссельдорфская школа фотографии. Эдуар Вюйар с его неповторимой пестротой и первый расчленитель плоскости холста ― итальянский абстракционист Лучо Фонтана. Среди украинских явлений в фотографии симпатизирую Харьковской школе фотографии».

 

В этом году фестиваль Odesa Photo Days состоится 25-29 апреля в Одессе.