Военные изнасилования — это не всегда просто индивидуальный акт агрессии отдельного или многих мужчин над отдельной женщиной. Зачем солдаты повсеместно насилуют «женщин врага»? Списывать все на «биологию» и «животную жажду секса и насилия» — значит упрощать картину и закрывать глаза на политэкономию военных изнасилований. Это политический и социальный феномен, и массовые изнасилования признаны одним из инструментов ведения военных действий.

Женщины во время войн оказываются особенно уязвимыми. Открыто говорить о массовых изнасилованиях во время Второй мировой начали только недавно. В отчете ООН за 2016 год собрана информация о сексуальном насилии во время военных действий в Афганистане, Центральноафриканской Республике, Колумбии, Демократической Республике Конго, Ираке, Ливии, Мали, Южном Судане, Сирии, Йемене и других странах. Этот вопрос также актуален в отношении женщин, которые подвергаются насилию в регионах, охваченных войной в Украине.

Сексуальное насилие в восточных регионах Украины не используется в стратегических или тактических целях, утверждается в докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Данные практики использовались как средство пыток и жестокого обращения с целью наказания, унижения или принудительного признания. Кроме того, к сексуальному насилию обращаются для того, чтобы вынудить людей, лишенных свободы, уступить право на собственность либо выполнить другие требования насильников в обмен на обеспечение безопасности или освобождение.

Сексуальное насилие как средство пыток происходит как в отношении женщин, так и мужчин.

В большинстве задокументированных случаев сексуальное насилие осуществлялось в виде избиений, травмирования гениталий электрическим током, изнасилований и угроз изнасилованием, принудительного обнажения. Некоторые из случаев в привязке к вооруженному конфликту могли бы составлять военные преступления, говорится в докладе.

Что же такое «военная культура» и как она связана с легитимацией массовых изнасилований? Что происходит с выжившими женщинами и какие эффекты массовые изнасилования производят на сообщество?

Военная культура и «женщины врага»

Эксперт по международному гуманитарному праву Duke Law School Маделен Моррис в исследовании изнасилований во время войны пришла к выводу, что сама специфика военной подготовки создает предпосылки для поощрения насилия над женщинами.

Совокупность характеристик военной подготовки Моррис называется военной культурой. Ключевые свойства военной культуры, делающие насилие нормой, — это деиндивидуализация, гипермаскулинность, специфика отношения к сексуальности и женщинам.

Деиндивидуализацию Моррис объясняет как лишение человека индивидуальности. Деиндивидуализированные солдаты верят в существование общности, солидаризируются вплоть до готовности отдать жизнь друг за друга, перестают сомневаться в том, за что и за кого воюют. Для успешного участия в вооруженном конфликте необходимы хорошо подготовленные люди, которые воспринимают войну всерьез и готовы сражаться до последнего.

Для деиндивидуализации характерно создание крепких связей внутри группы, которые производят высокую степень взаимной поддержки и солидарности. Это, однако, сопровождается возможностью самых жестких действий по отношению к другим, чужим, тем, кто воспринимается как враг сообщества.

С той же страстью, с которой солдаты готовы защищать «своих женщин», они могут измываться над «женщинами врага», ведь нет «просто людей», но есть «свои» и «чужие», и пропасть между ними огромна.

Высокая степень солидарности и взаимоподдержки, как и ненависть к врагу – продукты деиндивидуализации, вносящие огромный вклад в легитимацию массовых изнасилований в период вооруженных конфликтов.

Гипермаскулинность – это то, что создает «настоящего мужчину на войне». Именно вокруг маскулинности выстраивается общая для всех участников группы идентичность. Моррис подчеркивает: «Мир солдата характеризуется стереотипной маскулинностью. Его язык – это сквернословие, он исповедует прямую и грубую сексуальность, его мужественность – это его оружие, средство измерения компетенции, способности воевать и уверенности в себе».

В военной культуре секс понимается как эксплуатация мужчиной женщины, агрессия и доминирование. Женщина в дискурсе гипермаскулинности — средоточие качеств, которые считаются проявлением слабости и второсортности, а значит, женщины воспринимаются как ущербные и неполноценные люди.

В ситуации, когда маскулинность выстраивается как не-феминность (одно из самых сильных оскорблений для мужчины — «ведешь себя как баба» и т.п.), женщины олицетворяют тех других, через доминирование над которыми мужчина/солдат утверждается в своей мужественности.

На войне насиловать «недолюдей-женщин», да еще и принадлежащих врагу, оказывается не просто допустимой, но и обязательной практикой. Те же самые мужчины, которые любят своих жен и дочерей и являются примерными семьянинами и гражданами в мирное время, на войне оказываются способны на самые жестокие поступки в отношении «женщин врага».

Политэкономия военных изнасилований

Каковы социоэкономические последствия изнасилований женщин в зонах военных действий?

В ряде традиционных обществ, где сильны патриархальные устои, изнасилованная женщина изгоняется из сообщества ввиду пережитого «позора». Женщина лишается доступа к земельным и материальным ресурсам, ведь основными собственниками являются ее отец, брат, муж, сын. В большей части Африки дети, рожденные в результате изнасилования, никогда не смогут стать частью сообщества, как и их матери.

В случае не международного вооруженного конфликта, изнасилование — это продуктивный экономический метод ведения войны, оно дает доступ к имуществу женщины: после изнасилования насильник остается в доме и пользуется всем, что принадлежало семье изнасилованной женщины.

Иногда военные изнасилования намеренно осуществляются таким образом, чтобы их видели как можно больше людей, принадлежащих к тому же сообществу, что и женщина. В таких случаях изнасилование – это не столько акт над отдельно взятой женщиной, сколько над всем сообществом, особенно над мужчинами. Насилуя «женщину врага», военные символически насилуют и все сообщество, демонстрируя власть и силу.

Комбатанты могут использовать сексуальное насилие для отчуждения женского труда по воспроизводству детей. Изнасилование делает невозможным для женщины растить детей в своем собственном сообществе в силу ее «запятнанности». Нередко женщинам специально причиняют травмы, чтобы они физически уже не могли забеременеть. В некоторых сообществах смыть позор насилия можно лишь через убийство изнасилованной женщины.

Стрелять по вагинам

В книге Наоми Вульф «Вагина: новая история женской сексуальности» один из основных тезисов заключается в том, что значение вагины в жизни женщины недооценено, и мы сами понятия не имеем, насколько это важная часть нашего тела. Дело в том, что через тазовый нерв вагина оказывает существенное влияние на процессы в мозге.

Целостность и «удовлетворенность» вагины напрямую связана с жизненной энергией женщины, способностью радоваться, получать удовольствие, достигать целей и творить.

Вульф описывает визит в один из регионов Африки, где недавно были военные действия и многие женщины стали жертвами изнасилований: «Эти женщины отличались от других, которых мы встречали, — с ампутированными конечностями, раненых во время обстрелов, плененных и работавших в алмазных копях. С жертвами изнасилований произошло нечто такое, из-за чего в них погас огонь».

Женщин не просто насиловали, но намеренно травмировали, наносили внутренние повреждения штыками, заостренными палками, разбитыми бутылками, ножами. Это были не единичные акты, которые совершали отдельные извращенцы-солдаты, но повсеместная практика во время войны. Указ наносить женщинам внутренние повреждения через вагину отдавался руководством. Солдаты рассказывают, что во время войны в Демократической Республике Конго у них было два варианта: или подчиниться, или застрелиться. Некоторым из самых жестоких насильников из Сьерра-Леоне было по 12-14 лет.

Изнасилования и причинение увечий вагинам во время военных действий — это инструмент, стратегия травмирования женщин и физически, и психологически. Травма, наносимая вагине, навсегда оставляет отпечаток в мозге женщины, что ведет в личностным трансформациям: даже вылечившись, женщины становятся слабее, апатичнее, ими легче управлять и подчинять своей воле. Восстановление возможно, но для этого потребуется серьезная работа.

Не так давно президент Филиппин Родриго Дутерте открыто призвал стрелять по вагинам женщин-коммунисток: «Мы не будем вас убивать. Мы будем просто стрелять по вашим вагинам». Отвратительное, но не удивительное заявление от человека, известного шутками об изнасилованиях. Хотя ничего нового: стрелять по вагинам — это осуществление все той же практики массовых изнасилований, но просто другим методом.

Для иллюстрирования статьи использован фрагмент обложки Отчета ООН по сексуальному насилию в военных конфликтах в мире за 2016 год.